Физкультура    через   игру
Руководитель физического воспитания Гулина Галина Анатольевна
МБДОУ детский сад "Сказка"

Деньги потерять - ничего не потерять,
время потерять - многое потерять,
здоровье потерять - все потерять!

Все мы  хорошо знаем народную поговорку, но  свое здоровье зачастую не храним. А  научиться этому необходимо с раннего детства, тем более, что жизнь с каждым днем предъявляет все более жесткие требования к здоровью человека. Современная жизнь, когда развитие прогресса идет семимильными шагами, заставляет нас формировать у детей культ здоровья. Нет необходимости убеждать кого-то, что здоровье наших детей- главная цель общества в целом и каждого человека в отдельности. В своей работе с детьми использую комплексную программу «Физическая культура- дошкольникам» Л.Д. Глазыриной. Основной принцип ее методики «ненасильственное физическое воспитание». Рекомендуемая ею технология предлагает воспитателю некоторые формы физического воспитания через игру.. Новым подходом к физическому воспитанию, коррекции профилактики и творческого самовыражения детей является игровая форма, которая позволяет сделать так, что ребенок с удовольствием идет на них, получает удовольствие не только от занятия, но и от контакта с воспитателем.

В течении учебного года более 50% проводимых мной занятий занимают игровые и сюжетно- игровые занятия, которые строятся на основе подвижных игр разной степени интенсивности. Это такие занятия как «Борьба за мяч», «Цирк приехал», «Белоснежка и семь гномов» и другие. Эти занятия доставляют детям особое удовольствие, так как они выполняют упражнения игрового, имитационного характера.

Регулярно на занятиях по физической культуре проводится танцевально- игровая гимнастика по программе  «Са-Фи- Дансе». Благодаря ей, дети занимаются игропластикой, игротанцем, самомассажем, музыкально- подвижными играми, креативной гимнастикой. Занятия проводятся под музыку. При выборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на освоение произвольного расслабления и некоторыми этюдами психогимнастики, используется специальная музыка, тематически связанная с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками.  Многие музыкальные композиции, включающие звуки природы, создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство человека и природы, что имеет важное воспитательное значение. Организуя каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, я также использую различные психогигиенические и психопрофилактические  средства и методы (элементы древних гимнастических движений, упражнения стретчинга, пластические этюды, игропластика). Например, упражнение игропластики «Цветы» развивают гибкость, чувствительность, упражнения игрового стретчинга «Маугли» развивают мышцы живота, спины. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражать свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Оздоровительные занятия с использованием с использованием фитболов, большихгимнастических мячей позволяет детям развиваться легко и непринужденно. Такие занятия способствуют формированию у детей важных двигательных навыков, развитию гибкости, прыгучести, аэробной выносливости. На таком мяче можно скакать и прыгать, противопоказаний для занятий с таким мячом практически нет. Занятия на мячах укрепляют мышечный корсет дошкольников, готовя малышей к будущим сложностям школьной жизни. Низкочастотные колебания, получаемые от мяча при выполнении на нем определенных упражнений, обладают прекрасным терапевтическимэффектом, развивают координацию и равновесие, чувство правильной осанки, улучшают работу вестибулярного аппарата, способствуют укреплению мышц живота, спины, ног и ягодиц. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком. Занятия с дошкольниками на фитболах, я заметила, что у них всегда улучшается настроение, занятия с мячом зрелищны, интересны для детей – а это очень важно для усиления мотивации при необходимости заниматься своим здоровьем.

В нашем дошкольном учреждении «Сказка» имеются все условия для достаточного уровня двигательной активности. Это физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, которое размещено  так, чтобы дети могли свободно подойти, самостоятельно взять и поставить любой предмет на место. Занятия проводятся по подгруппам.  Также функционирует физиотерапевтический кабинет, кабинет оздоровительной физкультуры, фитобар «Витаминка», где мы проводим витаминизацию детей в осенний и весенний периоды.

  Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медработники выявляют все больше  детей с плоскостопием и нарушением развития опорно – двигательного аппарата. Профилактикой этих заболеваний  я и занимаюсь на кружке оздоровительной физкультуры. Ни кто не будет спорить с тем, что важную роль в развитии ребенка играют регулярные физкультурные занятия в детском саду, а если еще и дополнительные занятия – это двойная польза для растущего организма. В нашем детском саду уже не первый год функционирует кружок оздоровительной гимнастики. На каждом этапе взросления карапуза знакомят с новыми интересными упражнениями: самомассажем, кинезиологической гимнастикой, с играми, которые лечат, элементами гимнастических упражнений.

Эти занятия являются неотъемлемой частью воспитания, благодаря которой у малыша формируются навыки здорового образа жизни. Помимо бодрости, приподнятого настроения и повышенной работоспособности, они дарят возможность за короткий промежуток времени значительно укрепить здоровье малыша. А ведь это-главное!

Кроме того, занятия оздоровительной гимнастикой, представляют собой целый комплекс упражнений, рассчитанных на укрепление всего организма. Дети выполняют различные упражнения на дыхание, развитие гибкости, координацию движений и тренировку разных групп мышц.

Не стоит забывать о том, что наши дети познают этот мир не только на слух и на ощупь, но и в движении. От того, как дети научатся заботиться о своем здоровье сейчас, зависит их становление как личности.

В занятия включен новый вид аэробики- степ- аэробика. Упражнения подбираются преимущественно циклического характера ( в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре т доступные детям.

Будьте уверены, что не только занятия с детьми, но и все времяпрепровождение в детском саду превращается в поистине сказочную процедуру. Великолепный массаж стоп, лечение и профилактика различных заболеваний и хорошее настроение нашим малышам обеспечены!

Уверена, что наш вклад в здоровье любой крохи непременно принесет желаемые плоды- любые заболевания он перенесет гораздо легче и быстрее, нежели ранее, присутствие на занятиях с детьми станет для малыша радостью, а посещение детского сада- настоящим событием!

Выявление нарушений осанки и плоскостопия проводится в виде игрового теста. Ходьба по   «дорожке здоровья» - это и игра и своего рода профилактика заболевания. Комплекс по профилактике плоскостопия разнообразен и интересен детям.

Большое внимание уделяется формированию правильной осанки у детей. Стена осанки выполнена в виде фигуры жирафа. Ребенок принимает естественную, привычную для него позу. С помощью данного теста оценивается осанка ребенка: нормальная, незначительное нарушение осанки, выраженное нарушение осанки (дети данной группы направляются на консультацию к ортопеду). Работа над формированием осанки проходит в игровой форме. Для этого используются простейшие гимнастические упражнения, приучающие их прямо держать позвоночник и голову, укрепляющие мускулатуру туловища и улучшающие согласованность движений, например:

Хватит спинушку качать

Надо лечь и отдыхать

Я на коврике лежу

Прямо в потолок гляжу

Лежат ровно пяточки

Плечики, лопаточки

Спинка ровная, прямая

А могла бы быть кривая.

Подобные упражнения применяются на занятиях по физической культуре, а также в процессе утренней зарядки, гимнастики после сна, в качестве домашних заданий. Все упражнения выполняются босиком. На занятиях используются различные пособия (картинки, карточки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это соответствует повышению интереса, активности детей и более качественному выполнению упражнений. Профессионально подобранные физические упражнения для каждого возраста способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию, развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных  и временных представлений.

Инновационными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми является внедрение оздоровительно-игрового и динамического часов.

 Оздоровительно – игровой час для малышей  в возрасте до 3-х лет организуется после дневного сна. Ведущая роль в данной форме работы с детьми принадлежит игре. Используя, игровые персонажи, художественное слово и другое. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.

Другой инновационной формой физического развития детей от3-х лет введен третий дополнительный час физического занятия – динамический час, который организуется на дневной прогулке,  т, е. вместо классической организации физического занятия на воздухе упор был сделан  на основной вид детской деятельности – игру. Динамический час у нас всегда проходит с большим эмоциональным подъемом. Здесь мы знакомимся  не только с русскими народными играми, но и с играми других народов. А одна из мордовских игр  «Раю – раю»  особенно   полюбилась детьми она напоминает русскую народную игру «Ручеек».

  Раю-раю – пропускаю

А последних оставляю

Сама мать пройдет

И детей проведет

Во второй половине дня проводятся вечера физкультурных праздников и развлечений, например: «В гости к мишке»,  « Праздник шляп и бантиков», « Один день без мамы», «А ну-ка, мамы», «Папа, мам, я-спортивная семья» и другие. Они включают разнообразные виды физических упражнений в сочетании  с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов. Во многих наших мероприятиях принимают участие и родители детей. Для привлечения родителей к активному участию в нашей работе мы так же используем различные формы работы с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, стенды для родителей, папки- передвижки. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Состояние здоровья детей является одним из основных показателей детского учреждения, всего педагогического коллектива. Здоровый и разносторонне развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды, устойчивостью. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Чтобы ребенок научился ценить свое здоровье, выполнять правила здорового образа жизни, мы стараемся быть для него образцом для подражания. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому мы предъявляем одинаковые требования к себе и детям, воспитывая у них тем самым ответственное отношение к здоровью.  Опыт моей работы не ставит целью достижение высоких результатов закороткий промежуток времени. Главное в ней обеспечение оптимальных физических, интеллектуальных иэмоциональных нагрузок на ребенка в ходе образовательного процесса;* помочь детям проявить их собственные потенциальныевозможности, чтобы взрослея, каждый из них осознал своюиндивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил своё здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любым видом спорта.

В итоге моего опыта можно сделать выводы, что оздоровительная работа, проводимая в нашем детском саду, не напрасна. Использование всех этих технологий позволяет нам играть с детьми, а «играя – оздоравливать их, играя - воспитывать, играя - развивать, играя – обучать». Сформировавшиеся у детей знания о том, что крепкое здоровье, сила, ловкость необходимы человеку для полноценного труда, службы в армии,безусловно, скажутся на их отношении к здоровью, появится желание укреплять его. Реализовать свои стремления детям помогут хорошо развитые двигательные навыки, приобретенные в нашем детском саду.  Каждое занятие доставляет малышу радость и прибавляет здоровье!

 
 
                                                                                                          
 
 Правильная осанка ребенка
использую оздоровительные гимнастики, массажи, работу по карточкам, совместное выполнение заданий детей и их родителей в «Дневничках-здоровячках», «Паспортах здоровья», консультации родителей, организации праздников и развлечений, выступление на родительских собраниях, проказ Многие из нас в детстве слышали множество замечаний по поводу своей осанки: не сутулься, не горбаться, сиди ровно!.. Это все не просто прихоти родителей, а жизненно важное правило. Правильная осанка — это не только красиво. От неё напрямую зависит наше здоровье. Ещё В. И. Даль говорил: «Без осанки конь — корова». И это действительно так. Правильная осанка не даётся человеку с рождения — её нужно воспитывать и поддерживать ежедневно. Неправильная осанка у детей может стать причиной разнообразных болезней. Искривление позвоночника является причиной не только болей в спине и быстрой утомляемости.Такие дети чаще болеют бронхитами, воспалениями лёгких и даже туберкулёзом.
       Как правило, они формируются к 6–7 годам, как раз к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу и у вас не будет возможности наблюдать за тем, правильно ли он сидит. Поэтому о правильной осанке у ребёнка необходимо задуматься ещё в раннем детстве. Правильная осанка у детей: как воспитать?
     Во-первых, самого раннего возраста заниматься с ребёнком физкультурой — укреплять мышцы спины, шеи, пресса. Физические упражнения необычайно важны не только для осанки, но и для правильного и гармоничного развития всего организма. Каждое утро ребёнка должно начинаться с гимнастики (а мама или папа должны быть в этом главным примером для малыша). Хорошо, если время от времени ребёнок будет ходить с разными предметами на голове, удерживая их. Это формирует правильную осанку, но и мягкую, плавную походку. Отучите ребёнка от привычки стоять, перенося вес всего тела на одну ногу. Правильная осанка у детей формируется также в следующих условиях:
 
             Семь правил для правильной осанки
 1. Помните, что спать ребенок должен только на жесткой постели! Лучше всего спать в положении на животе или на спине. Подушка не должна быть слишком большой и слишком мягкой. Идеальными являются ортопедические подушки и матрасы.
2. Не покупайте ребенку обувь «на вырост», тесную и неудобную обувь. Неправильное положение ноги может привести к нарушению положения позвоночника. Со временем эти изменения могут закрепиться, что приведет к нарушению осанки. Если у ребенка имеются плоскостопие или косолапость, то обязательно займитесь их лечением! Помните, что эти недуги взаимосвязаны!
3. Организуйте ребенку правильный режим дня.
4. Обеспечьте удобное и хорошо освещенное рабочее место, где ребенок будет делать уроки, читать, рисовать, делать поделки и т. д. Очень важно, чтобы мебель подходила ребенку по росту. В домашних условиях удобно использовать офисные стулья, высоту которых можно регулировать. Не стесняйтесь спрашивать ребенка о его состоянии! Если через 15-20 минут сидения за столом у него начинает затекать шея – значит, мебель для ребенка подобрана неправильно! Так как сегодня компьютер есть практически в каждом доме, то нужно продумать и то, в каком положении ребенок будет проводить время за компьютером. В идеале, конечно, это время нужно ограничивать: детям 12-13 лет (здоровым!) за компьютером можно находиться не дольше полутора часов в день. Причем через 45 минут обязательно делать перерыв. Мультфильмы и сказки по монитору можно посмотреть и малышам, строгих возрастных рамок здесь нет. Но в день должен быть только один мультик, или одна сказка, или одна развивающая программа (около 15-20 минут). Если ребенок страдает каким-либо неврологическим заболеванием, то время пребывания у компьютера, разумеется, должно быть уменьшено. При этом монитор компьютера должен находиться чуть ниже уровня глаз. Клавиатура – на высоте около 70 сантиметров от пола. Руки должны быть согнуты в локтевых суставах под углом в 90 градусов, ноги – касаться пола и также быть в согнутом положении. Лучше всего подходит кресло, регулируемое по высоте, с высокой спинкой и подлокотниками.
5. Не забывайте о том, что нарушения осанки возникают из-за недостатка движения! Прогулки, занятия туризмом, танцами и плаванием будут очень полезны. Да и от обычной физкультуры в школе ребенок не должен отлынивать – впрочем, если по состоянию здоровья есть ограничения, не пускайте дело на самотек и обязательно скажите об этом школьному учителю физкультуры!
 6. Помните, что детям полезнее всего носить рюкзаки с жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками. Рюкзак должен быть пригнан по размеру и не должен быть слишком тяжелым. Избегайте ношения сумок, особенно опасно длительное ношение тяжелых сумок в одной руке – это прямой путь к искривлению позвоночника в боковой плоскости - сколиозу.
7. Применяйте, если это необходимо, корректоры осанки, спинодержатель, ортопедический корсет. Убедите ребенка в том, что ему нужно носить их какое-то время, что в результате он будет стройным, здоровым, а спина у него будет ровная. В идеале все эти правила должны соблюдать и родители здоровых детей. По существу, это правила, необходимые не только (и не столько!) для лечения, сколько для профилактики заболевания. Предупредить любой недуг легче, чем его лечить. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец, сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности,выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. У здорового ребенка глаза горят интересом ко всему окружающему, он улыбается, готов играть, бегать, веселиться. Он энергичен, его не страшат никакие превратности жизни.
Приучайте детей к физической культуре!
Движение и здоровье   
        
 Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны.
А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям. Статистические данные из практики детских врачей, врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей. К слову, и взрослых тоже.

Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания, закладывают, скажем так, рабочие программы.

Человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но - и это главное - подавать собственный пример. Утром, еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц. Душ! От этой утренней процедуры ребенок должен получить наслаждение настоящего веселого водного праздника. Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому ни в коем случае не завтракайте на ходу. Лучше всего, если к столу на протяжении долгого времени подается одно и то же. Это способствует выработке в организме настоятельной потребности в завтраке.

За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.
А в выходные устройте настоящий семейный праздник (праздник, к слову, не всегда означает застолье). Неплохо заранее его спланировать, посвятив исключительно вопросам здоровья: завтрак в этот день хорошо бы готовить вместе, всей семьей; вместе заняться гимнастикой, поиграть в подвижные игры; отправившись на прогулку, например в лес, в поисках различных лечебных трав, поговорите об их действии и о благотворном влиянии природы на здоровье; желательно, чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения ("Если ты потянешься и потом расслабишь мышцы, у тебя появится ощущение тепла во всем теле. Напряги затылочные мускулы, и ты почувствуешь, как усиливается после этого кровообращение".)

Однако только говорить о значимости здоровья - это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложиться тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем.
 


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2017