Отчет
об опытно-экспериментальной деятельности

муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Краснослободский детский сад комбинированного вида «Сказка»

по теме:
"Формирование здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста»"

Содержание:

1. Отчет об опытно – экспериментальной деятельности. 

2. Итоговый отчет.     http://ИТОГОВЫЙ ОТЧЁТ

3. Приложение 7 Презентация "Любим спортом заниматься" http://skaskasad.ucoz.ru/5ljubim_sportom_zanimatsja.ppt

4. Приложение 1    Презентация  Физкультура -  через игру»

5. Приложение 2   Презентация  «Самый здоровый детский сад»

6. Приложение3   Презентация Родительско – детский проект «Традиции физвоспитания в семье»

7. Приложение 4   Презентация Справочник для родителей     «Оздоровительные мероприятия для детей

8.  Приложение 5 Презентация «Безопасное детство»

9.  Приложение 6 Презентация "Физкультурно - оздоровительные мероприятия в детском саду"

 

 В течение 2011 – 2014 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Сказка» работало в режиме эксперимента.

            В сентябре 2011-2012 учебного года на установочном заседании Педагогического совета ДОУ педагоги приняли решение начать опытно – экспериментальную деятельность.Совместно с научным руководителем Анисимовой Татьяной Геннадьевной, к.п.н., доцентом кафедры дошкольного и начального образования, к.п.н. МРИО была сформулирована тема экспериментальной площадки «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста»

Выбор темы был определён тем, что в ДОУ достаточно условий для формирования и развития здорового образа жизни дошкольников. Приоритетным направлением работы детского сада является физкультурно – оздоровительная работа. Детский сад имеет хорошую материальную базу, что позволяет в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Это физкультурный зал с современным и нетрадиционным физкультурным оборудованием, кабинет оздоровительной физкультуры, фитобар «Витаминка», где проводится витаминизация детей в осенний и весенний периоды для профилактике простудных заболеваний. Оборудован медицинский блок, включающий кабинет старшей медсестры и физиотерапевтический кабинет, оснащенный специальным современным оборудованием (лампа «Соллюкс», аппарат УВЧ, ингаляторы, лампа Чижевского и т.д.). Для профилактики дорожно – транспортных происшествий и обучения детей правилам безопасного поведения на дороге совместно с сотрудниками Госавтоинспекции  оборудована автоплощадка «Светофорик».

            Участниками эксперимента были дети, их родители и воспитатели средней (на конец эксперимента подготовительной) группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.

Основная идея нашего эксперимента  заключается в том, чтобы сформировать и развить у дошкольников здоровый образ жизни  как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
           Суть инициативы заключается в том, чтобы внедрить в образовательный процесс ДОУ программу, направленную на формирование и развитие здорового и безопасного образа жизни дошкольников.

Были определены  задачи по формированию  привычки к здоровому и безопасному образу жизни:
для педагогов:
- вооружить их знаниями, методиками по ведению с детьми мероприятий по формированию здоровъесберегающей компетентности.

- нацелить  их на внимательное изучение проблемы формирования привычки к здоровому и безопасному образу жизни у детей дошкольного возраста;
- способствовать накоплению педагогического опыта, выработке системы диагностических методик по теме.
для детей:
- способствовать оздоровлению детей, привитию навыков здорового образа жизни;
- готовить  детей к обучению в школе;
- способствовать  развитию самосознания, формированию позиции гражданина своего отечества;
- формировать  представления детей о безопасном поведении на дороге.
для родителей:
- проявлять заинтересованность в посещении детского сада;
- вызывать эмоциональный отклик и положительное отношение к ДОУ;
- способствовать взаимодействию ДОУ и семьи по формированию здоровъесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста;

 Система работы строилась с учётом возрастных  и психологических особенностей детей дошкольного возраста. В работе использовались программы и технологии:

  • Детство  (Т.И.Бабаева и др.)
  • Необычные физкультурные занятия для дошкольников (Е.М.Подольская)
  • Занимательная физкультура для дошкольников (Н.Н.Утробина)
  • Физическое развитие детей 5-7 лет (Т.Г.Анисимова)
  • Здоровьесберегающее пространство в ДОУ (Н.И.Крылова)
  • Физикультура – дошкольникам    (Л.Д.Глазырина)
  • Быть здоровыми хотим!? под редакцией М. Ю. Картушиной;
  • Здоровый малыш» под редакцией   З. И. Бересневой и др.

 Авторская программа:

  • Ребенок на дороге (А.М.Влазина)

       В  экспериментальной группе были запланированы традиции здорового образажизни – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья, работа в «Дневничке здоровячке».Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ:

 Одной из основных форм физического воспитания являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. На физкультурных занятиях решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В ДОУ проводятся разные формы организации физкультурных занятий.  В течение учебного года более 50% проводимых физкультурных занятий в нашем дошкольном учреждении занимают игровые и сюжетно – игровые занятия, которые строятся на основе подвижных игр разной степени интенсивности.

Инновационным является проведение Динамического часа. Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе упор делается на основной вид детской деятельности – игру. Это час подвижной  игры, оздоровительно – игровой час и час двигательного творчества.

 Гимнастика после дневного сна стала обязательным в режиме дня дошкольного учреждения. Гимнастика  в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.

       Разработана система мероприятий для оздоровления часто болеющих детей, детей с нарушением осанки  и  плоскостопием. Профилактикой этих заболеваний занимается на кружке оздоровительной физкультуры руководитель физического воспитания Гулина Г.А. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. Выявление нарушений проводится в виде игрового теста – стена осанки, выполненная в виде фигуры  жирафа. Игры и задания на профилактику плоскостопия подобраны таким образом, чтобы они способствовали общему укреплению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков). Для этого в интересной игровой форме проделывается простейшие гимнастические упражнения. Приучающие их прямо держать позвоночник и голову укрепляющие мускулатуру туловища и улучшающие согласованность движений.

Дыхательная гимнастика проводится в течение всего времени пребывания детей в детском саду. В процессе дыхательной гимнастики обеспечивается насыщение  кислородом, тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания.

В экспериментальной группе два раза в неделю проводилась образовательная деятельность на тему «Час здоровья и час безопасности». Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью была основной задачей. Для этого в доступной и интересной форме давали детям  элементарные знания и практические навыки. Дети получили элементарные знания о своём организме, его строении и необходимые навыки ухода за своим телом.  Например, детей очень заинтересовали такие беседы «Организм. Что это?», «Что у меня внутри», Зачем человеку слух»; тематические занятия «Вот я какой!», «Значение сердца для всего организма».  Темы занятий закреплялись с помощью опытно – экспериментальной деятельности. Например, после дидактической игры «Почувствуй свое сердце» - дети стали осторожны в конфликтных ситуациях, даже делали друг другу замечания «Осторожно, а то можно ударить сердце».

На занятиях по валеологии  «Микробы в нашем организме»,  «Полезный рацион питания», « Полезные и неполезные продукты», «Витамины»  дети узнавали много полезного и интересного. При проведении опытно – эксперименальной деятельности на занятии «Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны» рассматривали «чистые и грязные предметы». Чтение художественной литературы обеспечивало закрепление основных тем: питание, культурно – гигиенические навыки. Не раз с детьми на занятиях отправлялись в путешествие в валеологическую сказку  «Путешествие в страну Минералогию». В этой стране дети познакомились с её жителями Кальцием, Йодом, и Железом, которые рассказали о себе: в каких продуктах они содержатся, какую функцию выполняют в организме человека. В конце путешествия дети делают вывод: чтобы быть здоровым, не болеть – нужно есть разнообразную пищу.

В экспериментальной группе учитель – логопед совместила решения оздоровительных задач с задачами речевого развития. Дети с речевыми нарушениями часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков. Для достижения желаемого результата в течение дня проводились  логопедические минутки по артикуляционной и пальчиковой гимнастике.

Широко использовались различные  здоровьесберегающие технологии. Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики. Включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные) выполняемые под эмоционально – ритмическую музыку.

Для этого использовались  возможности  дополнительного образования. В   ДОУ    работает    кружок «Здоровячок», который включает оздоровительную и ритмическую гимнастику. Руководит   кружком педагог высшей категории,  руководитель физического воспитания Гулина Галина Анатольевна. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятный эмоциональный фон,  способствует повышению работоспособности и привитию потребности заботится о своем здоровье.

 Движения – это одна из важнейших потребностей ребенка, которому для развития ловкости и координации просто необходимо постоянно тренироваться физически. Кроме того, это красивое и яркое  зрелище и не зря детей приглашают на открытие различных районных и республиканских оздоровительных и спортивных мероприятий. Своим выступлением  дети  вдохновили участников районного конкурса ребячьих  компаний  « ЗОЖ или наркотики – твой выбор».

Хорошее настроение спортсменам прибавило выступление группы детского сада «Сказка» на Всероссийских соревнованиях по мини-футболу среди команд общеобразовательных школ на территории Мордовии в рамках Общероссийского проекта «Мини- футбол - в школу!».

Вот уже несколько лет танцевальная группа «зажигает» с чирлидингом во Дворце Спорта П.Г. Болотникова на открытии республиканских соревнований «Весенние Веселые старты» на призы Главы Администрации Краснослободского МР Ю.В. Медянкина. Бурными аплодисментами болельщиков и участников соревнований было встречено  зажигательное выступление группы "Серпантин".  Мероприятие было организовано Центром Олимпийской  подготовки РМ по спортивной ходьбе им.  В.М. Чегина.  От имени директора  центра  В.В Колесникова     руководителю  группы Гулиной Г.А. было вручено благодарственное письмо, а маленьким черлидирам  похвальные грамоты и сладкие призы. Надеемся, что и дальше наше сотрудничество будет развиваться и  приносить свои положительные результаты.

 Хочется отметить, что систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности. Это подтверждается результатами диагностирования детей детского сада Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарит им радость ощущения своего тела, уверенность в себе, но главное — привьет любовь к занятиям спортивной направленности, физическим упражнениям, даст возможность успешно и с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связанных с движениями.

Налажены взаимодействия с другими учреждениями.  В детском саду установлено тесное сотрудничество с физкультурно-оздоровительным комплексом им  П.Г. Болотникова. Дети любят, когда занятия проходят  в спортивном  и тренажерном залах, которые  оборудованы с учетом современных требований, обеспечивают потребность детей в движении, развивают физические качества и двигательные навыки. Дети с удовольствием  занимаются на беговых и велосипедных тренажерах, выполняют гимнастические упражнения на матах.

Расширяются знания детей и по правилам поведения на улице. В рамках работы экспериментальной площадки,  в группе реализовали авторскую программу «Ребенок на дороге». Велась работа по профилактике дорожно – транспортного травматизма и безопасного поведения ребенка на улице. Регулярным стало проведение акции «Я будущий первоклассник. Моя безопасная дорога в школу». Целью данной акции было сделать основные пешеходные маршруты, которыми движутся в школу учащиеся безопасными. Для этого надо хорошо знать дорогу в школу. Дети прошли все пешеходные переходы, ведущие в школу, наблюдали за действиями пешеходов и водителей на перекрестках, за светофором. Акция прошла при поддержке отделения ГИБДД, которая сопровождала детей  в течение всего маршрута и на всех перекрестках. Ребенок должен чувствовать себя уверенным и защищенным в этом огромном мире, полным неожиданностей, поэтому это мероприятие носило не только развлекательный, но и познавательный характер

Одним из принципов физического воспитания является принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Для исследования  местонахождения ценностей здоровья в иерархии родителей дошкольников, была использована методика оценки ценностей личности М. Рокича ].

Родителям был предъявлен список ценностей на листе бумаги в алфавитном порядке. Для упрощения процедуры оценки ранжирование было заменено на оценку по 5‑бальной шкале. В списке испытуемый оценивает каждую ценность по 5‑бальной системе.Опираясь на результаты опроса по уровню ориентации на здоровый образ жизни родителей, детей и педагогов мы пришли к выводу: хотя многие родители наших воспитанников имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области формирования ЗОЖ у большинства из них невысок.А интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская помощь. 100 % опрошенных родителей отмечают, что они в первую очередь ответственны за здоровье своего ребенка. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях - физкультурных досугах и праздниках, походах.

 Были проведены различные мероприятия с родителями «Вместе с мамой», «Мой папа самый сильный», «Папа, мама, я – олимпийская семья» и другие. Родители принимали активное участие в проектах, организованных в рамках работы  экспериментальной площадки «Игры  наших бабушек и дедушек», « Приобщение детей к физкультуре через спортивные игры»,  «Здоровая семья» и другие.

Особое место в жизни дошкольника занимает общение с взрослыми, встречи с людьми разных  профессий. Конечно же, детям интереснее узнать, как работает врач, медсестра именно от людей этих профессий. Дети учатся не бояться людей в белых халатах, узнают от них, что такое прививка, зачем она нужна. Особый интерес у детей вызвало занятие, проведенное с участием медсестры детского сада «Помоги себе сам» по оказанию первой помощи. Для закрепления проводились игры «Где растут витамины?», «Скорая помощь», «Нарисуй микроб» и другие. Беседуя с детьми, мы объясняли, что такое хронические болезни, учили относиться с состраданием к болеющим людям, формировала желание заботиться о своем здоровье, подводили к пониманию того, что здоровье формируется с самого детства и это важно не только самому человеку, но и родным для него людям и государству.

Очень интересным, результативным оказалось использование приемов релаксации в режиме дня, элементы аутотренинга, элементы музыко -,  сказко -, смехотерапии.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

На протяжении всей работы над опытом мы  старалась создать благоприятную атмосферу в группе на основе взаимного доверия и уважения, открытом и благожелательном общении, что считаем, способствует укреплению психологического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Проводимая нами работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни дало следующие результаты: снизилась заболеваемость, и повысился уровень здоровья детей. У детей появилась стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье

 

Сведения о заболеваемости детей  2011

Наименование болезни

Всего случаев

Средняя группа

1.

Всего

230

28

2.

Болезни органов дыхания всего

90

11

3.

В том числе ОРВИ

30

3

4.

Пневмония

-

-

5.

Среднесписочный состав

152

32

 

 

Сведения о заболеваемости детей  2012

Наименование болезни

Всего случаев

Старшая группа

1.

Всего

180

22

2.

Болезни органов дыхания всего

118

10

3.

В том числе ОРВИ

35

3

4.

Пневмония

-

-

5.

Среднесписочный состав

166

32

 

 

Сведения о заболеваемости детей  2013

Наименование болезни

Всего случаев

Подгот.группа

1.

Всего

184

20

2.

Болезни органов дыхания всего

123

9

3.

В том числе ОРВИ

36

3

4.

Пневмония

2

-

5.

Среднесписочный состав

162

33

 

 

Группы здоровья

Группы

2011

2012

2013

1 гр. здоровья

17

17

20

2 гр. здоровья

8

8

7

3 гр. здоровья

6

6

5

Всего детей

1

1

1

 

Анализ полученных данных свидетельствует о том, за  период с 2011 по 2013 гг. при общем количестве 162 ребенка, посещающих  ДОУ из которых 33 ребенка экспериментальной  5-7  лет, что составляет 20,3 %,  зафиксировано 184 случая заболевания, из них  20 случаев заболевания детей 5‑7 лет, что составляет 11 %. Зафиксировано 123 случай заболеваний органов дыхания, из которых ‑ 9случая заболевания органов дыхания, приходится на детей 5‑7 лет, что составляет 7 % .

 Анализ результатов показал факторы, влияющие на здоровье человека: правильно определили «вредные» – 86,7 % (13 чел.), «полезные» – 80 % (12 чел.). Например, Оля Л.: «Чтобы быть здоровой, я делаю зарядку, закаляюсь, ем овощи и фрукты». Кристина К.: «Пью витамины «Джунгли», ухаживаю за собой и хожу на прогулку». Ульяна М. на задание выбрать картинки с изображением факторов, которые вредят её здоровью, и прокомментировать их, ответила: «Вредно курить, потому что начинается кашель, и нюхать дым от машины».  Кирилл П. назвал вредными жевательную резинку, кока-колу, кофе, копченую колбасу.

При выявлении представлений детей о факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья человека, мы получили следующие результаты: 93,3 % детей, верно относят закаливание и занятие физкультурой к основным факторам, влияющим на здоровье человека; 86 % считают, что человеку, чтобы быть здоровым нужно гулять и играть на воздухе, заниматься физкультурой.

В задании «Проверь себя» 86,7 % детей называли основные части тела человека и столько же опрошенных смогли перечислить некоторые внутренние органы человека и их функции.Выполняя задание на выявление знаний детей о вредных и полезных факторах, влияющих на здоровье человека, почти все дошкольники признают, что для здоровья полезно делать зарядку 86,7 % , а также есть овощи и фрукты 80 %. Из числа опрошенных 93,3 % считают, что вредно курить и только 60 % думают, что вредно дышать дымом машин. Большинство детей считают (60 %), что пить много таблеток вредно, а лучше закаляться и больше гулять.

Таким образом, можно сделать вывод, уровень представлений о здоровом и безопасном образе жизни, зависимости здоровья и образа жизни, от состояния окружающей среды у дошкольников в целом сформирован.

 Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно- оздоровительных,  лечебно-профилактических  мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей,  положительную динамику в распределении по группам здоровья,  профилактику и коррекцию  отклонений  физического  развития  воспитанников.   Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

    Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы и формировании здорового и безопасного образа жизни дошкольник



Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2017