Влияние музыки на психику ребенка.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громка музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.
Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред.
Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.
 
Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» музыкального руководителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Сказка» Веретенниковой Ирины Александровны
 
Актуальность и перспективность опыта работы по проблеме развития певческих навыков у детей дошкольного возраста заключается в том, что, к сожалению, в детских садах при подготовке к большому количеству утренников основной акцент ставиться на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных современных песен, а на развитие детского голоса порой просто не хватает времени.
        Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно- сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье
     Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: « Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений».
    Своеобразие и новизна опыта по развития певческих навыков у детей дошкольного возраста состоит в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но и всесторонне развивающих личность дошкольника. Новизна опыта заключается в применении комплексного подхода при проведении музыкальных занятий, который заключается в формировании музыкальных способностей, раскрытие творческой индивидуальности каждого ребенка. Особое внимание уделяется уникальной методике А.А Евдотьевой по обучению детей пению в игровой форме.
    Педагогический опыт опирается на следующие принципы
1. Целенаправленность, систематичность, плановость. Принцип заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
3. Принцип доброжелательности и открытости.
   Опыт базируется на работы педагогов – музыкантов, в которых дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус – оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни.
       Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н.Шацкая, Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, Е.А.Аймазов, А.Д.Войнова, Б.Л.Яровский, Д.Т.Зинич, Н.Д.Орлова, Т.В,Волчанская, С.И.Бекина.
     Ведущая педагогическая идея научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное с самоотдачей. Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
     Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.
 1.Развивать музыкальные способности:
 · эмоциональную отзывчивость на музыку;
 · ладовое чувство;
 · музыкально – слуховые представления
· чувство ритма
 2. Формировать основы певческой и общественной культуры:
· эстетические эмоции;
 · интересы, оценки;
· вокально-певческие умения и навыки.
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Для реализации поставленных задач проводится постоянная работа по следующим направлениям:
1. Проведение мониторинга по определению певческого диапазона каждого ребенка.
2. Мониторинг физического состояния ребенка и особенностей анатомо-физиологического строения голосового аппарата. При проведении мониторинга и подведении итогов важно учитывать, что в дошкольном возрасте голосовой аппарат несовершенен. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое. При работе с маленькими детьми необходимо учитывать особенности их голосовых связок. Ни в коем случае не допускать чтобы дети кричали, не берегли голос, следили за голосоведением, не форсировали звук во время пения.
3. Подготовительный этап перед исполнением песен. Сюда относиться: ритмическое пение, чтение нараспев и обязательно дыхательная гимнастика.    
        Учитывая физиологические особенности детского голоса нельзя петь с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Перед началом пения рекомендуется воспользоваться игровым распевание по уникальной методике А. А. Евдотьевой.
       При обучении детей пению рекомендуется применять следующие методы и приемы:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
2. На занятиях следует удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;
3. При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;
4. Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
5. Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке);
6. Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен).
    Хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей
    В начале учебного года проводиться мониторинг уровня развития музыкальных способностей. Для этого следует приглашать детей по 4 человека. Отвечает каждый ребенок по очереди. Обстановка спокойная, доброжелательная. Главное установит контакт с каждым ребенком, вызвать у него чувство доверия, выяснить отношение к музыке, дать возможность поверить в свои силы. Каждого ребенка, непременно, надо похвалить, поощрить. Если кто – то из детей сразу затрудняется выполнить то или иное задание (это может быть из – за непонимания поставленной перед ним задачи, из – за сложности в общении со сверстниками и взрослыми) я прошу его посидеть и послушать других детей.
   К началу обследования следует подготовить списки детей, где необходимо отметить результаты обследования по всем параметрам.
"Восприятие музыки” – эмоциональная отзывчивость при восприятии музыки, музыкально – аналитическая деятельность (музыкальное мышление). "Пение” – чистота интонирования, координация между слухом и голосом, музыкальная память.
"Чувство ритма” – ритмичность, синхронность, координация движений.
"Музицирование на детских музыкальных инструментах”.
"Музыкальное творчество”.
"Музыкальный слух” – звуковысотный и гармонический слух.
 Подробнее остановлюсь на обследовании параметра "пение”.
 "Пение” – каждый ребенок выполняет три задания.
 1-е задание. Спеть знакомую песню, чередуя (по куплетам) выразительное пение с сопровождением и пение а cappella. Повторить звук или мотив с голоса педагога или инструмента.
2-е задание. Показатель музыкального слуха, можно использовать игру "Бубенчики”, чтобы проверить способность детей различать звкуи в пределах терции, игру "Лесенка” – определение направления мелодии. При работе рекомендуется использовать фланелеграф, лесенку.
3-е задание. Дети старшей группы (5–6 лет) способны слышать и фиксировать расслоения звучания, что предполагает зачатки гармонического слуха, поэтому в этом задании используется игр "Сколько нас поет?”, чтобы выявить способность детей различать количество звучащих одновременно звуков (1, 2, много).
Критерии оценок:
Низкий уровень. Не выполняет задание, интонация неустойчивая.
Средний уровень. Выполняет задание с помощью взрослых, интонация неустойчива а пении а cappella.
Высокий уровень. Самостоятельно выполняет задание. Интонация чистая, исполнение выразительное, хорошая координация слуха и голоса.
     В результате проделанной работы можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков. (Приложение)
 Представленный опыт по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста может быть интересен, и использован музыкальными руководителями других дошкольных учреждений.
 
 
 (Приложение)



Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2017