Воспитатели:
                       Новикова Любовь Николаевна,   Назаркина Наталья Петровна
Характеристика детей седьмого года жизни

На седьмом году жизни в физическом развитии происходят существенные изменения.
Масса тела ребёнка составляет примерно: у девочек – 18,7-25,1, у мальчиков – 18,1-24,5, длина тела: у девочек - 117-128, у мальчиков – 116-125.
Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей.
Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности.
Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными движениями.
Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Дети отображают события жизни. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми, их симпатии и антипатии по отношению друг к другу.

Продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. В рисунках, постройках дети воплощают свои замыслы, доводят их до конца. Возникают композиции.
В этом возрасте существенную роль начинают играть элементы таких видов деятельности, как труд, учение. Дети способны систематически выполнять посильные трудовые обязанности.
В этом возрасте у детей существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Это положительно отражается на всех сторонах их развития. Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети седьмого года жизни понимают смысл задачи, поставленной воспитателем, самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания. На этой основе шире становятся возможности обучения. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания.

Дети этого возраста оценивают не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств: они чувствуют характер, настроение произведений музыки и изобразительного искусства, различают их жанровые способности, форму, выразительно-изобразительные средства.
На седьмом году интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становятся возможными формирование обобщённых знаний. Дети начинают устанавливать зависимости между свойствами предметов и явлений.
У детей совершенствуется речь. Чище становится произношение, более развёрнутыми становятся фразы.
У детей развивается волевая сфера правильная оценка результатов собственных действий.

Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Феоктистовой Антонины Вениаминовны

Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что период дошкольного детства особую роль играет в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происходят количественные и качественные изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Игра обогащает и развивает личность, поэтому должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Она доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в социуме и природе. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в дидактических играх.

Концептуальной основой работы по экологическому воспитанию детей в МБДОУ является проведение систематической работы с использованием дидактических игр. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Чтобы реализовать посредством дидактической игры задачи экологического воспитания, я провожу тщательный отбор и анализ игрового материала, придерживаясь определенных требований: -игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе; -игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых; -игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе; предпочтение отдаю тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка.

Теоретические основы. Решения проблемы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Е.И.Сергеенко П.Г. Саморуковой, Т.А. Серебряковой о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Работая над темой «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», я даю возможность воспитанникам познавать мир природы через игру. В своей работе я использую методические разработки, Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6лет», Н.В. Коломиной, Л.В. Артемова «Мир в дидактических играх дошкольников, Е.Ф. Терентьева«Мир природы и ребенка», Н. Найденская «Планета наш дом» которые имеются в нашем детском саду.

Педагогическая идея. Основной педагогической идеей в моей работе является следующее: формирования экологических знаний и представлений в процессе использования дидактических игр. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.) Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, я стараюсь воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Реализация этой идей проходит через весь воспитательно-образовательный процесс, через все формы работы с детьми: игры, занятия, праздники и т. д.

Оптимальность и эффективность экологического развития дошкольников во многом обусловливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействия с детьми. Для успешного освоения детьми программы экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Система складывается из взаимосвязи двух основных блоков. Основными составляющими компонентами двух блоков являются наглядность и игра. Сущность наглядного моделирования заключается в использовании моделей, что помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, т.к. основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования. Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, с удовольствием занимается гимнастикой. Различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать.. Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей. Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В дидактических играх я использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по разным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике я использую: дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что… », «Птицы могут летать, потому что… », «Весной листья на деревьях растут, а осенью… », «Летом бывает дождь, а зимой… »так же интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Предметные игры. Например: «Подбери пару», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус» и др.

Словесные игры. Например: «Когда это бывает?», «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Кто, где зимует» и др.

Подвижные игры экологического характера. Например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.

Игры-путешествия. Например, «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое? », «Что бывает зимой? », «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях дидактические игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент. Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

В результате проделанной работы можно отметить наиболее значимые результаты детской деятельности в диагностике (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявлять достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности. 2012-2013 ср.ур-86%, выс.ур.-14%; 2013-2014 ср.ур.-79 %, выс.ур.- 21%. В своей работе я постаралась показать всю важность обучающей, дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования её в обучении и воспитании дошкольников По моему мнению, дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.


 


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2017