Описание собственного инновационного педагогического опыта
по проблеме «Использование технологии мнемотехника в коррекционной работе ДОУ»
учителя-логопеда Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Живайкиной Ларисы Александровны
 
Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, так как, используя лишь традиционные методы и средства обучения, не всегда возможно осуществить эффективное формирование у дошкольников связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
    Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
     Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает мне решить ряд задач.
    Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
   Анализ результатов диагностики на начало обучения 2012-2013 г.г. свидетельствует о довольно низком уровне развития связной речи у детей с ОНР: низкий уровень был отмечен у 85% воспитанников, ниже среднего- у 15% детей. Именно эти довольно низкие показатели, полученные в результате первичной диагностики детей, послужили поводом для углубленной работы по выбранному направлению. Для решения поставленных задач в своей работе использовала следующие методы исследования: -теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения; -практические: разработка наглядного и речевого материала.
   В своей работе опиралась на достаточное теоретическое обоснование, основанное на анализе психолого-педагогической и методической литературы: Л.А.Венгер, Л.Е.Журова, Д.Б. Эльконин, Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели ).
    Ведущей педагогической идеей работы является изучение возможности использования наглядных моделей и символов в развитии связной речи детей с ОНР, которую можно считать значимой проблемой для современной практики.
   На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
- Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
 - Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
 - Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
- Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
- Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
 - Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
   Своеобразие и новизна опыта работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
 I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;
- Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
- Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
 - Интеграция детской деятельности.
 II. Комплексно-тематический принцип:
 - Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
 - Виды тем: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
 - Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
     Используемые средства. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
    Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
      Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
 · обогащения словарного запаса,
 · при обучении составлению рассказов,
 · при пересказах художественной литературы,
 · при отгадывании и загадывании загадок, 
 при заучивании стихов.
      Опираясь на опыт педагогов, я разра­ботала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
     Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
      Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
    В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что использование мнемотехники имеет огромное значение для развития речи детей, так как введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать речь детей, обогащать активный словарный запас и т.д. По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. Результаты диагностики показали, что к концу коррекционно-развивающего обучения (май 2013 года), что у 40% воспитанников был выявлен средний уровень развития связной речи, у 60% выше среднего. Таким образом, экспериментально доказана эффективность применения специально подобранной системы занятий, игр и упражнений с использованием мнемотаблиц в развитии связной речи детей с ОНР.
   По данному направлению разработан и представлен интересный и содержательный наглядный и речевой материал.
Опыт работы может быть использован в практической работе с детьми в логопедических группах детских дошкольных учреждений, а так же воспитателями других групп и детских садов.
   Со своим опытом работы я знакомлю не только родителей и педагогов МБДОУ: провожу открытые занятия, консультации, семинары, но и учителей-логопедов района на семинарах и методических объединениях. В 2010 году выступление на тему: «Инновация в работе с детьми по коррекции речи». В 2013 году была размещена статья на тему «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми: мнемотехника в образовательном процессе ДОУ» на сайте методического электронного журнала «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников», а так же на сайте детского сада.
 
Приложение:

      

 
 
учитель -логопед МБДОУ детский сад Живайкина Л.А.
 
 
 
 
 
Советы логопеда
                                                                      
Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи.

Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте.
Но, к сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и,тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что -- с возрастом само пройдёт.
О том, что надежда -- само пройдёт -- далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

Позаботьтесь своевременно о речи своих детей, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить!
А--главное--эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи.
Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это -- очень непросто исправить!

Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.
Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей -- тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо -сюсюкание- взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

Вот сроки появления в речи ребёнка звуков:
Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:
1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э,П, Б, М 2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки:Л, Р
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду!
Вы видите, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое -возрастное косноязычие- уже перестаёт быть -возрастным-. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Уже у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые могут исправиться только с помощью логопеда!
Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.
Сюда относится, например, - хлюпающее- произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще -- свистящих и шипящих) и многое другое.

Вот причины появления нарушений речи:
1) трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!);
2) дефекты в строении речевых органов -- губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;
3) недостаточная подвижность губ и языка;
А о том -- насколько важен точный образец для подражания, я уже говорила.

Короткая "уздечка" и неправильный прикус -- частая причина дефектов звукопроизношения.
Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:

1)во-первых! Короткая подьязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж.
2)неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус)

Во всех этих случаях (часто встречающихся!) нельзя ждать, пока "само пройдёт" -- здесь требуется врачебно-логопедическая помощь!
Очень важно для ребёнка -- различать звуки речи на слух (например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее). Это -- фонематический слух -- основа безошибочной письменной речи. Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша:

Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша.
 Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить его речь.
Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но -- ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется "уздечка":

1) Облизывай верхнюю губку! 2) Щёлкай язычком! -- как лошадка цокает копытцами; 3) Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок!

Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков:
Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков. Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук -- находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков -- Вы одновременно развиваете и речь ребёнка!


Будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки Вы покупаете малышу!
Не пренебрегайте вопросами малыша, старайтесь получше обьяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду, на уроке в школе. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм -- попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности. И -- будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки вы покупаете малышу! От этого зависит не только то, насколько он будет образован, умён, но и насколько он будет действительно Человеком -- серьёзным и ответственным, добрым и порядочным
 
                                                                                   
 


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2017