Воспитатели старшей группы

   Евдокимова Наталья Сергеевна

    Лисина Надежда Федоровна

Характеристика детей шестого года жизни
 
 В шесть лет в физическом развитии происходят существенные изменения. Масса тела ребёнка увеличивается примерно на 200 г. в месяц, длина тела – на 0,5 см.
Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей.
Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности.
Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными движениями.
Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности.
Дети отображают события жизни. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми, их симпатии и антипатии по отношению друг к другу.
Продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. В рисунках, постройках дети воплощают свои замыслы, доводят их до конца. Возникают композиции.
Впервые в этом возрасте существенную роль начинают играть элементы таких видов деятельности, как труд, учение. Дети способны систематически выполнять посильные трудовые обязанности.
В этом возрасте у детей существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Это положительно отражается на всех сторонах их развития.
Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети шестого года жизни понимают смысл задачи, поставленной воспитателем, самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания. На этой основе шире становятся возможности обучения. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания.
Дети этого возраста оценивают не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств: они чувствуют характер, настроение произведений музыки и изобразительного искусства, различают их жанровые способности, форму, выразительно-изобразительные средства.
На шестом году интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становятся возможными формирование обобщённых знаний. Дети начинают устанавливать зависимости между свойствами предметов и явлений.
У детей совершенствуется речь. Чище становится произношение, более развёрнутыми становятся фразы. У детей развивается волевая сфера правильная оценка результатов собственных действий.
 

                                              Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме

«Обучение детей дошкольного возраста основам  безопасности»

воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Краснослободский детский сад

комбинированного вида «Сказка»

Назаркиной Натальи Петровны 

Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем  человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Условия и ритмы современной жизни, рост преступности, социальная нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, делают поведение в опасных ситуациях уязвимыми. Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в полноценную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их, не сделать излишне настороженными, но в то же время подготовить их к полноценной жизни, полной неожиданностей. Поэтому необходимо детей подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях. Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо специально обучать. Чем раньше начать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше они приобретут опыт безопасного поведения. Обучать детей как надо вести себя в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.

Главная цель работы МБДОУ  в вопросе  по ОБЖ –  формировать у детей, начиная с  младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улице, на дорогах, в   обществе; воспитывать привычку здорового образа жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.

 Концептуальной основой работы МБДОУ является: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.

Как известно, игра для дошкольников, является самым главным способом познания окружающего мира.  Таким образом, в нашем МБДОУ используются игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности это - дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые занятий, игровые персонажи.

Приоритетами по формированию   основ безопасности и  жизнедеятельности детей в нашем детском саду является  овладение детьми знаний об общепринятых человеком нормах поведения дома, на улице, в транспорте.

В своей работе я использую парциальную программу Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стёркиной Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая опирается на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников.

Работа по основам безопасности ведётся по нескольким направлениям:

, Ребёнок и другие люди

. Ребёнок и природа

. Ребёнок дома

. Здоровье ребёнка

. Эмоциональное благополучие ребёнка

. Ребёнок на улицах города

 Теоретические основы решения проблемы формирования основ безопасности и жизнедеятельности детей представлены в  работах по трудовому воспитанию О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, А. В. Гостюшин, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др.)

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.

В.М.Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения, невнимательность к тому, что происходит на улице, неумение владеть собой, отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы: «такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В.М.Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М.Федяевской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и др. По словам А.М.Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в «дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения», чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе).

Педагогическая идея.   Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала ее надо сохранить, основы безопасности жизнедеятельности – сумма знаний об общепринятых человеком нормах поведения и умение действовать в сложной опасной ситуации. Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для формирования у дошкольников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.  Несформированность у детей качеств основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли занятий, игр, социума в образовательном процессе.

В своей работе я стремлюсь не вооружить детей готовыми знаниями, рецептами поведения на все случаи жизни, а учу их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения из сложной ситуации.

Реализация этой идеи проходит через весь воспитательно – образовательный процесс, через все формы работы с детьми: занятия, игры, праздники, беседы, чтение художественной литературы.

 Оптимальность и эффективность средств: одним из условий по обучению детей основам безопасности и жизнедеятельности является предметно - развивающая среда. Поэтому в своей группе я постаралась сделать её такой, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищёнными от различного рода неприятностей.

 В группе я оформила «Уголок Безопасности», в оснащении которого вошли специально подобранные и разработанные дидактические игры и пособия. Играя в такие игры как: «Можно – нельзя», «Скорая помощь», «Когда грозит опасность», «Как бы ты поступил», «Знакомый, свой, чужой», «Поставь дорожный знак» и др. дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группируют их на основе определенных признаков, кроме того учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат. При проведении дидактических игр я учитываю индивидуальные особенности воспитанников, продумываю варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжения сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития.

Так же я предлагаю детям разнообразные ситуации: Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом. Спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?» Размышляя над предложенными ситуациями, у детей повышается качество усвоения познавательного материала и происходит его закрепление.

Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения помогает художественная литература. Необходимо отметить, что отношение ребенка к литературным фактам имеет действенное жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это поможет дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, представить возможные последствия их нарушений.

Так же в качестве методов и форм  обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использую: комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-соревнования, сочинение историй, наблюдения, беседы, чтение специальной детской литературы, упражнения, рассматривание, выполнение поручений, экспериментирование, ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием  понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей,  я использую плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отображающие различные ситуации, разрезные картинки, мозаики, настольно-печатные игры дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карточки для индивидуальной работы, костюмы: милиционера, врача, незнакомца, светофора, игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.), транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды), автоплощадка для практических занятий, дорожные знаки, картотека подвижных игр по ОБЖ, подборка художественной литературы по теме, папки – передвижки. Также в работе с детьми использую различные формы обучения:

– фронтальные;– групповые;– индивидуальные.

 В результате проделанной работы можно отметить наиболее значимые результаты усвоения правил основ ОБЖ детьми. Сравнивая результаты практической деятельности на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая нами работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течение всего года происходят качественные изменения в уровне  освоения детьми правил безопасности. В результате нашего исследования мне удалось показать эффективность целенаправленного применения различных форм работы по обучению детей правилам безопасного поведения дома и на улице, т.е. цель нашего исследования была достигнута.

В ходе работы была проанализирована психолого–педагогическая литература по данной проблеме. Было раскрыто значение систематической работы по обучению детей основам безопасности, была проведена диагностика знаний дошкольников и оценка эффективности использования различных форм работы для овладения детьми теоретическими и практическими умениями и навыками по данной проблеме, т. е. все задачи, которые были поставлены перед нами, были решены.

В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать различные формы работы по обучению детей правилам безопасности, то можно повысить уровень освоения детьми знаний, умений, навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения в различных ситуациях, нашла своё подтверждение.

Также следует отметить, что обучение детей основам безопасности начинается вне зависимости от применения образовательных или развивающих программ. Использование игрового материала в процессе обучения даёт ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Построение образовательного процесса  на основе игрового материала,  побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания.

Используя разнообразные формы работы с детьми, я убедилась в том, что дети лучше усваивают правила безопасности, правильно находя решения из сложных ситуаций.      

Таким образом, достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе.

 Приложение:

1 Конспект занятия в старшей группе " Улицы нашего города"

 

 
 
 
 
 
  
 
 
 
 


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2017